Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Головна сторінка



Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория систем и системный анализ» для студентов специальностей «Налоги и налогообложение»

Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория систем и системный анализ» для студентов специальностей «Налоги и налогообложение»




Сторінка1/7
Дата конвертації29.10.2019
Розмір0.81 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7


С.С. СВЕТАШЕВ

Учебно-методический комплекс

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ»
для студентов специальностей

«Налоги и налогообложение»

«Прикладная информатика»

«Финансы и кредит»

«Менеджмент организации»
(очная, заочная формы обучения)

Ростов-на-Дону 2010 г.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория систем и системный анализ» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов, обучающихся по специальностям:
080107.65 – НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

080801.65 – ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

080105.65 – ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

080507.65 – МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ


Учебно-методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения занятий, список основной и дополнительной рекомендуемой литературы, перечень контрольных вопросов по дисциплине, словарь основных терминов и понятий, содержит перечень компетенций, требуемых для аттестации знаний по дисциплине.

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Информационные технологии» (протокол №1 от 31.08.2010 ) и утвержден Учебно-методическим советом по дисциплинам Института управления, бизнеса и права (протокол № 1 от 10.09.2010).


Составитель: к.т.н. Светашев С.С. (ИУБиП)


Рецензенты: д.ф-м.н., доц. Дашко Ю.В.

д.ф-м.н., доц. Кузнецова И.С.



СОДЕРЖАНИЕ

C.


1 Рабочая программа 5

1.1 Цели и задачи дисциплины 5

1.2 Требования к уровню усвоения дисциплины 5

1.3 Аудиторная работа 6

1.4 Самостоятельная работа 11

1.5 Темы курсовых работ и учебных проектов 12

1.6 Учебно-методическое обеспечение дисциплины 12

1.7 Информационно-методическое обеспечение 13

2 Учебно-тематический план учебной дисциплины 14

2.1 Дневное отделение 14

2.2 Заочное отделение 16

3 лЕКЦИИ 18

3.1 Основные понятия и представления системологии и системного подхода 18

3.2 Пространство характеристик сложных систем 18

3.3 Элементы сложных систем 18

3.4 Структура сложных систем 18

3.5 Прикладной системный анализ и взаимодействие элементов сложных систем 19

3.6 Управление и адаптация в сложных системах 19

3.7 Основные системные законы и развитие систем 19

3.8 Динамика сложных систем 19

3.9 Инновационное развитие сложных систем 19

3.10 Моделирование сложных систем их анализ и синтез. Заключение. 20

4 План самостоятельной работы студентов 20

5 Контрольные работы (только для ЗО) 20

6 Модули (только для дневного обучения). 20

6.1 Модульная структура 20

6.2 Описание дисциплины 21

6.3 План изучения дисциплины 24

6.4 План аттестации дисциплины 34

7 Контроль 35

7.1 Контрольные работы 35

7.2 Контрольные вопросы к курсу 38





  1. Рабочая программа

    1. Цели и задачи дисциплины


Основной задачей дисциплины «Теория систем и системный анализ» является формирование системного мышления специалиста, а также системного подхода к постановке и решению профессиональных задач. Системное мышление рассматривается как основа нестандартных, творческих решений в профессиональной деятельности экономиста, менеджера, информатика и др.

В качестве сложной системы – объекта системного анализа рассматриваются предприятия и их подразделения, организации, города, районы, регионы и другие социально-экономические и организационные структуры.



    1. Требования к уровню усвоения дисциплины


Информатик с квалификацией в области управления:

  • должен обладать:

      • профессиональной способностью прогнозирования, моделирования и создания информационных процессов в области управления.

      • пониманием основных тенденций развития информационных систем в области управления;

      • коммуникационной готовностью решать не информационные задачи в области управления;

  • должен знать:

      • технологии и механизмы адаптации профессионально-ориентированных информационных систем;

      • основные системные законы и их проявление в сложных объектах;

      • основные особенности сложных информационных систем и их эмерджентные свойства;

  • должен уметь:

      • формулировать задачу проектирования профессионально-ориентированных информационных систем;

      • провести системную диагностику информационных систем;

      • использовать прикладные эвристические технологии для инновационного развития информационных систем;

  • должен владеть:

      • методами системного анализа и синтеза применительно к информационным системам в управлении;

      • прикладными эвристическими технологиями применительно к совершенствованию информационных систем;

  • должен иметь опыт:

      • использования инструментов системной диагностики и анализа профессионально-ориентированных информационных систем.
    1. Аудиторная работа

Лекции




Тема занятий

Краткое содержание

Количество часов

О

З

С

1

Основные понятия и представле-ния системологии и системного подхода

Введение.

Системы и закономерности их функционирования и развития. Управляемость, достижимость, устойчивость. Основные понятия системного подхода. Синергия, эмерджентность, системообразующая роль времени



2

0,5

0,5

2

Пространство характеристик сложных систем

Три группы характеристик сложных систем (С. С.). Информационный подход к анализу систем. Основы системного анализа: система и ее свойства; дескриптивные и конструктивные определения в системном анализе, принципы системности и комплексности; принцип моделирования; типы шкал. Понятие цели и закономерности целиобразования: определение цели; закономерности целеобразования; виды и формы представления структур целей (сетевая структура или сеть, иерархические структуры, страты и эшелоны); методики анализа целей и функций систем управления.

2

1

1

3

Элементы сложных систем

Три группы характеристик элементов СС: «коммуникативные, функциональные, собственные»

2

0,5

0,5

4

Структура сложных систем

Понятие о структуре .

Составляющие структуры,

Характеристики структуры. Отличие понятий «система» и «структура».


2

0,5

0,5

5

Прикладной системный анализ и взаимодей-ствие элементов сложных систем

Конструктивное определение экономического анализа: системное описание экономического анализа; модель как средство экономического анализа.

Принципы разработки аналитических экономико-математических моделей; понятие имитационного моделирования экономических процессов.

Методы организация сложных экспертиз

Анализ информационных ресурсов



2

0,5

0,5

6

Управление и адаптация в сложных системах

Принцип обратной связи. Основные принципы и задачи управления.

Элементы теории адаптивных систем. Функционирование систем в условиях неопределенности; управление в условиях риска.



2

0,5

0,5

7

Основные системные законы и развитие систем

Проявление системных законов в сложных объектах. Развитие систем организационного управления.

2

0,5

0,5

8

Динамика сложных систем

Системная динамика и динамические системы, динамические характеристики СС.

Переходные процессы. Соотношение категорий типа событие, явление, поведение. Факторный анализ финансовой устойчивости при использовании ординальной шкалы.



2

0,5

0,5

9

Инновацион-ное развитие сложных систем

Эвристика и прикладные эвристические технологии творческого решения и «уровни» его реализации. Вектор психологической инерции. Мозговой штурм, ситектика, ТРИЗ, ФСА, Морфологический анализ.

2

1

1

10

Моделирова-ние сложных систем их анализ и синтез. Заключение.

Методы и модели теории систем. Структурный анализ, моделирование и синтез СС; принципы разработки аналитических экономико-математических моделей; понятие имитационного моделирования экономических процессов.

Задачи классификации, идентификации и распознавания образов. Дескриптивные и операционные модели. Самоорганизация СС и синергетика.



2

0,5

0,5







Итого

20

6

6

Практические занятия




Тема занятий

Краткое содержание

Количество часов

Очно

Заочно

Сокр.

1

Системная диагностика сложных объектов

Цели и задачи системной диагностики. Основные этапы: системы и закономерности их функционирования и развития. Информационный подход к анализу систем. Основы системного анализа: система и ее свойства; дескриптивные и конструктивные определения в системном анализе, принципы системности и комплексности; принцип моделирования; типы шкал.

4



2

2

2

Управление и адаптация в сложных системах

Принципы управления в сложных системах (СС). Переходные процессы. Основные задачи управления. принципы обратной связи. Функционирование систем в условиях неопределенности; управление в условиях риска; управляемость, достижимость, устойчивость. Адаптивность, Пути адаптации и механизмы адаптации.

2



-

-

3

Целенаправленные системы

Понятие цели и закономерности целиобразования: определение цели; закономерности целеобразования; виды и формы представления структур целей (сетевая структура или сеть, иерархические структуры, страты и эшелоны); методики анализа целей и функций систем управления. Факторы, мешающие и способствующие поиску нестандартных решений.

Особенности прикладных Эвристических технологий и методика их практического исследования



6



2


2


4

Методы анализа и модели сложных систем

Методы и модели теории систем. Элементы теории адаптивных систем. Факторный анализ финансовой устойчивости при использовании ординарной шкалы.

4



-

-

5

Построение и исследование моделей сложных систем

Языки описания сложных систем. Дескриптивные и операционные модели. Конструктивное определение экономического анализа: системное описание экономического анализа; модель как средство экономического анализа.

Принципы разработки аналитических экономико-математических моделей; понятие имитационного моделирования экономических процессов.



Имитационные компьютерные модели.

8



2



2



Итого

24

6

6



  1   2   3   4   5   6   7



  • Рабочая программа
  • Требования к уровню усвоения дисциплины
  • Аудиторная работа
  • Практические занятия